По различным оценкам рынок лизинговых услуг вырос на 45-55%. Анализ деятельности компаний, находящихся в списке, показывает, что цифра роста (54%) все-таки близка к верхней отметке. При чем значительная часть роста рынка приходится на лизинговые фирмы, начавшие свою деятельность в последние два-три года. Если говорить об общем вкладе лизинга в экономику России, то рост инвестиций в основные фонды по лизинговым операциям в четыре раза превосходит средние темпы роста прямых инвестиций. Эксперты лизинговых компаний отмечают, что лизинг растет быстрее, чем другие формы финансирования, например, корпоративные кредиты. Казалось бы при таком росте каждому игроку по силам занять какую-то собственную нишу. В реальности ситуация в лизинговом секторе с каждым годом все более обостряется. Во всех компаниях говорят об усилившейся конкуренции за счет проникновения рыночных игроков в новые сектора. Конкурировать есть за что: в Первой лизинговой компании, например, отмечают, что спрос на лизинговые услуги намного превышает возможности финансирования, а, следовательно, рынок еще далек от насыщения.
В прошлом году сектор развивался не только вширь, но и вглубь. Преимущество лизинговых операций оценили представители малого и среднего бизнеса. Ряд лизинговых фирм, как, например, Московская лизинговая компания, предпочитают работать именно с такими клиентами. В компании «Премьер-лизинг» считают, что увеличение доли малых и средних предприятий свидетельствует об упрощении процедуры получения лизингового финансирования. Впрочем, работа с малым бизнесом не сказалась на таком относительном показателе, как средняя сумма одного лизингового договора. По итогам 2004 года она уменьшилась всего на 3% и для компаний, представленных в списке «Ф.», составила 6,1 млн рублей.
Наиболее крупные сделки в 2004 году связаны с транспортной отраслью. «Альфа-лизинг» заключила договор с компанией «Российские железные дороги» на поставку полувагонов на сумму, превышающую 2 млрд рублей. Стоимость лизинговых сделок фирмы «Глобус-лизинг» по судам различного назначения для трех лизингополучателей превышает 300 млн рублей. Сумма договора, заключенного «Интерлизинг» в ноябре 2004 года, составляет $8,4 млн. Предметом сделки выступили два самолета Ту-154М. Кроме того, «Росагролизинг» заключил два крупных договора на поставку российской сельскохозяйственной техники на 1,8 млрд рублей. А стоимость еще одной лизинговой сделки с участием компании «Альфа-лизинг» превысила $66 млн. По этому договору «Ижавто» получит современное оборудование для сборки и окраски автомобилей.
Обременительная практика. Несмотря на быстрое развитие лизингового сектора, состояние нормативной базы, регулирующей деятельность участников рынка, находится на достаточно низком уровне. В компании «Номос-лизинг» считают, что это, прежде всего, проблемы, связанные с толкованием налоговыми органами законодательства о лизинге, положений бухгалтерского и налогового учета.
Самые большие разногласия возникли с налогом на имущество. По мнению налоговой службы, лизинговая компания обязана уплачивать налог на имущество с оборудования или техники, находящейся на ее балансе. В августе прошлого года Министерство финансов опубликовало письмо с разъяснениями по вопросу уплаты налога с имущества, которое числится на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Из него следовало, что имущество на счете 03 не может рассматриваться как объект налога на имущество в связи с тем, что уже изначально оно предназначено не для использования непосредственно в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг организацией, а для предоставления лизинговой компанией за плату во временное пользование с целью получения дохода. Но в последнее время появилась информация, что Министерство финансов готовит поправки в Налоговый кодекс, по которым компании будут обязаны включать в налогооблагаемую базу имущество, предназначенное для сдачи в аренду, прокат и лизинг.
Путаница с налогами не находит понимания у лизинговых компаний. По мнению финансового директора фирмы «Группа финансовых технологий» Владимира Костромина, «увеличение в последнее время противоречий и неопределенностей внутри налогового законодательства, некоторые положения которого порой граничат с абсурдностью, постоянные расхождения во мнениях Министерства финансов и ФНС, могут серьезно навредить рынку лизинговых услуг, создать налоговый хаос, породить массу арбитражных процессов». По словам финансового директора компании «Центр-капитал» Елены Адамовой, «ситуация по-прежнему остается не очень понятной. Все ожидания основаны на одном письме Министерства финансов. Я считаю, что пока они не внесут однозначные изменения в налоговое законодательство, этот вопрос будет оставаться камнем преткновения между лизинговыми компаниями и налоговыми органами». В отличие от коллег директор по маркетингу компании «Европлан» Николай Волянский спокойно рассуждает о проблемах с налоговой службой: «Мы платим налог на имущество. В принципе законодательство двояко трактует эту ситуацию. Но мы не используем эту лазейку, так как это противоречит духу закона. Сейчас некоторые лизинговые компании судятся против налоговой службы. После окончания судебных разбирательств мы примем решение о том, как действовать дальше».
Заглядывая в будущее. Несмотря на текущие проблемы, лизинговые компании оптимистично оценивают развитие рынка в 2005 году. Генеральный директор фирмы «Ресо-лизинг» Андрей Мокин считает, что «потребность в обновлении основных средств у предприятий очень велика, и ограничиваться она будет лишь доступом лизинговых компаний к финансированию и платежеспособностью лизингополучателей». Генеральный директор компании «Стоун-XXI» Вячеслав Кудрин также рассчитывает на положительную динамику: «Основная часть наших клиентов это - предприятия малого и среднего бизнеса. Популярность лизинга, как инвестиционного механизма растет, и это позволяет надеяться на расширение нашей клиентской базы».
В компании «Глобус-лизинг» считают, что объем лизингового портфеля может увеличиться на 40%. В фирме «Свое дело» прогнозируют рост – 30 – 40%, а в «Петролизинг-менеджмент» - 40 – 45%. По мнению коммерческого директора компании «Геоснабсервис» Сергея Гришкова, можно ожидать увеличения общего объема лизинговых сделок на 30 – 50%. Сергей Кондаков из «Центр-капитала» прогнозирует 30 – 40%. Самую оптимистичную оценку озвучил Николай Волянский из «Европлана»: «Лизинговый рынок в России формирует всего 0,9% ВВП или 6% от инвестиций в основной капитал. Это очень низкая цифра по сравнению с западными странами, где лизинговый механизм обеспечивает до 15% всех капиталовложений. Поэтому я считаю, что резерв для роста есть. Темпы роста лизингового рынка в 2005 году составят не менее 50%».
А вот во взглядах на развитие тех или иных сегментов лизингового рынка компании разошлись. По прогнозу заместителя председателя правления компании «Ярфинвест» Александра Алфеева, «в 2005 году значительно повысится интерес к лизингу торгового оборудования и торговой недвижимости. В первую очередь это обусловлено масштабным открытием торговых сетей не только в столице, но и в регионах. При этом лизинг торгового оборудования в нашем понимании – это комплексное оснащение магазинов «под ключ» с возможностью приобретения самих помещений». Сергей Кондаков из «Центр-капитала» выступает за авиационную технику: «Акценты будут смещаться в сторону тех сегментов рынка, где объем сделок не очень велик, то есть, по сути, будет идти перераспределение рынка. В первую очередь, речь идет об авиализинге. Сейчас сделки с авиатехникой уже не редкость. Кроме того, к наиболее востребованным сегментам следует отнести лизинг недвижимости и судов». А генеральный директор «Лизинг – СДМ» Александр Гридин отмечает строительный рынок: «Активно развивается рынок строительных услуг, производство строительных материалов и конструкций, что влечет за собой обновление основных фондов и переход на новые технологии». По словам коммерческого директора компании «Геоснабсервис» Сергея Гришкова, его фирма планирует смещение акцентов по лизинговому оборудованию в сторону дерево- и металлообрабатывающих станков и комплексов. Резюмирует генеральный директор «Ресо-лизинг» Андрей Мокин: «Лизинг будет развиваться в тех областях промышленности, продукция которой имеет платежеспособный спрос». В частности, платежеспособный спрос имеется в железнодорожных перевозках. Лизинговая программа ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2005 году превысит 20 млрд рублей. Наследник МПС готовит открытый конкурс, предъявляя достаточно жесткие условия потенциальным партнерам. Но можно ожидать, что компаний-кандидатов будет очень много, так как для них появилась возможность поучаствовать в дележе «денежного пирога». Об этом говорит директор департамента развития бизнеса компании «Центр-капитал» Сергей Кондаков: «Мы с большим интересом относимся к тендеру, проводимому РЖД. У нас есть желание и возможности пополнить свой лизинговый портфель этой сделкой. Я думаю, будет выбрано несколько лизинговых компаний, финансирующих приобретение техники для РЖД. И мы постараемся войти в этот пул».
Представители практически всех лизинговых компании отметили, что в текущем году конкуренция еще больше усилится, а участники рынка будут предлагать новые услуги и привлекать лизингополучателей из различных отраслей экономики и регионов России. Но директор по маркетингу фирмы «Европлан» Николай Волянский считает, что у лизинговых компаний есть пока только один конкурент: «Внутри отрасли конкуренция находится на низком уровне. Реальными конкурентами являются банки, предоставляющие смежный продукт - услуги кредитования». Между тем, по прогнозу заместителя начальника управления лизинговых операций Альфа-банка Романа Гладких, «все большее количество лизинговых компаний будет стремиться расширить «линейку» предоставляемых лизинговых услуг, делая при этом акцент на «массовые», типовые лизинговые продукты, ориентированные на клиентов, относящихся к сегментам малого и среднего бизнеса». В компании «Поволжский лизинговый центр» в 2005 году хотят предложить клиенту новые услуги – trade-in и оперативное управление инвестиционными проектами. А директор группы компаний «Интерлизинг» Кирилл Царев считает, что следует ожидать «усложнения лизинговых сделок по виду предоставляемого оборудования, передачу в лизинг технически сложного оборудования. Как следствие, появление лизинговых компаний, занимающихся только проектным лизингом (дорогостоящие сделки, оборудование под заказ клиента)».
Источники и условия. В текущем году лизинговые компании планируют использовать новые механизмы при сотрудничестве с банками, поставщиками оборудования и техники и лизингополучателями. Участники рынка хотят диверсифицировать источники финансирования и оперативно заключать новые договора.
Финансовый директор фирмы «Группа финансовых технологий» Владимир Костромин считает, что следует ожидать увеличение кредитования банками лизинговой деятельности, но избытка денежных средств наблюдаться не будет: «Российские банки, скорее всего, значительно не изменят условия кредитования лизинговых компаний: останутся жесткие формальные требования к заемщику и высокие требования к обеспечению. Рыночные ставки по кредитам (без учета субъективного подхода к конкретному заемщику) если и снизятся, то незначительно. А вот средние сроки кредитования могут увеличиться. Наблюдается тенденция избыточной ликвидности у банков и, соответственно, поиск ими вариантов размещения свободных средств, в том числе и в инвестиционные проекты на условиях проектного финансирования. Но кредитование лизинговых компаний не под конкретный проект, а «в оборот» вряд ли будет иметь место, что существенно ограничивает возможности предоставления лизинговых услуг небольшим предприятиям».
По мнению участников рынка, в 2005 году вряд ли стоит ожидать снижения авансового взноса по договору и лизинговых платежей. Андрей Мокин из компании «Ресо-лизинг» считает, что «уменьшение ставок по лизинговым сделкам за счет изменения ставок кредитования и/или увеличения срока кредитования маловероятно. Возможно некоторое общее уменьшение ставок по лизинговым сделкам на 1 -1,5% за счет исключения лизинговыми компаниями налога на имущества из лизинговых платежей». Директор департамента развития бизнеса компании «Центр-капитал» Сергей Кондаков полностью поддерживает коллегу: «Ставки по лизинговым платежам зависят от стоимости кредитных ресурсов, которые закладываются в лизинговые договоры. Есть средняя стоимость кредитных ресурсов на рынке, и она у большинства лизинговых компаний одинакова. На мой взгляд, ставки по лизинговым платежам напрямую зависят от ставки Центробанка. Если она не будет снижаться, то стоимость кредитных ресурсов останется на том же уровне». По мнению директора группы компаний «Интерлизинг» Кирилла Царева, более гибкие условия для лизинга (товарное финансирование, уменьшение первоначального взноса, рост спектра дополнительных услуг) можно предложить лишь в сотрудничестве с поставщиком.
Зато лизинговые компании планируют увеличить сроки действия договоров. Сейчас средний показатель равен 2 – 3 годам. В компании «Глобус-лизинг» рассчитывают на увеличение до 4 – 5 лет, Сергей Гришков из «Геоснабсервис» - до 5 – 6 лет, а Роман Гладких из Альфа-банка утверждает, что лизинг становится инструментом среднесрочного финансирования (сроки вновь заключаемых сделок в основном будут составлять 3 – 5 лет).
Источник: "RBC.ru"